четверг, 31 января 2013 г.

Андрей Май о новой драме и современном украинском театре


Современный украинский театр хорошо охарактеризовал Павел Юров в статье "Как делать театр без театра":

«Украинский театр сегодня — это преимущественно, безликое, безвкусное и музейное зрелище сомнительного качества, но с амбициями и пафосом всех предыдущих эпох и советского большого стиля. Он «погряз» в бесконечных интерпретациях интерпретаций классики и уже настолько далеко ушел от вопросов, которые волнуют зрителя именно сейчас, в какую-то свою собственную «трансцендентную» даль, что догонять его отважатся только те, кому, грубо говоря, в этой жизни больше нечего делать. Или те, кто хочет выполнить культурную программу и поставить себе галочку за посещение театрального мероприятия».
По-моему, сказано в точку. Однако, к счастью, наряду с таким академически-приторным театром существует и новая драма, то есть пьеса, написанная современниками и для современников. Конечно, в Украине новая драма только формируется, но, как рассказал известный молодой режиссер Андрей Май, делает успехи и уверенно движется вперед. Об этом член центра  им. Вс. Мейерхольда поведал на пресс-конференции, посвященной проведению V локального театрального фестиваля "Лютий/Февраль".

«В этом году, - рассказывает Май, - конечно, есть движение в области новой драмы и молодой режиссуры в стране, потому что произошли тектонические изменения в руководстве театров страны». В пример режиссер приводит театр им. И.Франко,  который возглавил Станислав Моисеев, бывший директор Молодого театра. Молодой же театр возглавил молодой режиссер Андрей Белоус, который «делает его  сейчас полигоном для молодой украинской режиссуры». 

«Там ставят сейчас много молодых украинских совсем юных режиссеров, потому что режиссерам для того, чтоб состоятся, нужно ставить спектакли, а в основном после окончания института ребятам это делать абсолютно негде, потому что на это просто нет средств» - отметил Андрей Май

В Черкассах тоже произошли изменения -  театр им. Т.Шевченко возглавил Сергей Проскурняк. 

По словам режиссера, метод замены неэффективных руководителей путем открытых конкурсов на других руководителей сейчас очень популярен в России. 

«Это мнение, что театр – это святое, а жизнь – это нечто бренное меняется, - говорит Андрей Май, - и я надеюсь, благодаря общим усилиям театр станет местом для дискуссии, а не местом, где можно покрасоваться новыми нарядами, посмотреть на новые лампочки, играющий оркестр, золотые ливреи и побыть в хорошем обществе, оторвавшись от жизни». Режиссер надеется, что театр станет местом, где можно будет «прожить жизнь полноценно в том виде, в котором она есть и попытаться или смочь в себе что-то изменить». 

Андрей Май утверждает, что украинский театр «находится в огромном отрыве от реальности, которая его окружает». V локальный театральный фестиваль «Лютий/Февраль», который 2-9 февраля пройдет в Херсоне, как раз ставит перед собой цель доказать зрителю, что театр – это не праздник, а все-таки жизнь. Поэтому в рамках фестиваля  «будут тексты жесткие, странные, может, неудобные для кого-то, но честные»

«Удобные и неудобные тексты и темы – это вопрос уже больше к себе, к своим представлениям о том, а зачем я сюда иду. Если я иду насладиться красивыми костюмами, то это другой театр, красивыми текстами, воспарить над «буденністю» - это другой театр. Мы не этим занимаемся, есть другие театры, которые этим занимаются. Здесь дело зрителя, ведь в конечном итоге зритель решает, на что он покупает билеты» - отмечает Андрей Май

Режиссер убежден, что театральное искусство в Украине активно развивается, и сейчас происходит ряд процессов, связанных с этим. Это «и омоложение руководства театров страны, и повороты театра в сторону общества, в котором он живет, и общение с ним на темы, которые интересны обществу, а не театру и, в связи с этим, смена репертуара, подходов к работе со зрителем и вообще к тому, что такое театр в современном пространстве, что это за институт и зачем он нужен».

0 коммент.:

Отправить комментарий