четверг, 31 января 2013 г.

«Лютий/Февраль»-2013. Пятый шаг к «жизненному» театру




   Не так-то просто ответить на вопрос «Что такое театр?», поскольку театры бывают абсолютно разные. Лично я до некоторого времени считала, что театр – это такое место, где собираются представители интеллигенции, дабы приобщиться к искусству. Регулярное посещение театра казалось мне показателем культурной развитости, высокой духовности человека. В моем воображении представали благоухающие дорогим парфюмом дамы в длинных платьях, мужчины в костюмах «с иголочки», оркестр, высокие потолки, занавес и, наконец, актеры, громко провозглашающие со сцены пафосные фразы типа «Быть или не быть?». Мнение о театре как месте отдыха аристократии я изменила несколько лет назад, когда впервые попала на локальный театральный фестиваль «Лютий/Февраль», «родителями» которого является херсонский центр им. Вс. Мейерхольда и киевский Независимый Центр «Текст». 

Первый раз мое впечатление было неоднозначным. Я подумала что-то типа «Я не понимаю, что это, но это что-то необычное!». На следующий год я уже аккредитовалась как журналист и посетила почти все программные спектакли, получив море удовольствия и начиная потихоньку понимать, что такое новая украинская драма и кто ее пишет.

В этом году у «Лютого/Февраля» первый юбилей – он будет радовать херсонского зрителя пятый раз. «Даже так как-то страшно и ответственно» - улыбаясь, комментирует этот факт один из организаторов, режиссер Андрей Май на пресс-конференции.  

Слоганом нынешнего фестиваля стала фраза «Театр без Театра». Этому есть сразу два объяснения. Во-первых, как сообщается в пресс-релизе, организаторы фестиваля решили отказаться от привычной театральной сцены-коробки и показать спектакли на неприспособленных для этого и непривычных для зрителя площадках Херсона. Во-вторых, «Лютий/Февраль» продолжает опровергать ложное представление зрителей о том, что театр – это праздник, показывая, что театр – это жизнь

«Мы отказываемся от самого помещения театра в том виде, в каком оно есть, и выходим за пространство достаточно привычного для театрального зрителя и переходим в пространства, в  которых театральный зритель не бывал» - сообщает журналистам Андрей Май.


Режиссер также отметил, что, приняв к сведению прошлогодние замечания, в этом году организаторы решили представить зрителям «меньше материала, но качественнее». 

Открытие фестиваля состоится 2 февраля. В этот день будет читка текстов, созданных в рамках фестиваля драматургического творчества «Неделя актуальной пьесы», который недавно прошел в Киеве. Будут представлены пьесы таких направлений как новая украинская драма, документальный театр. 

«Все эти читки, - рассказывает Андрей Май, -  подразумевают обсуждение, потому что нам интересно не показать таланты киевских артистов, которые будут делать эти читки, а в первую очередь установить диалог между зрителем и автором, который приедет». 

Второй день фестиваля (3 февраля) – день премьер. В частности, будет показан спектакль Андрея Мая «Кома», в котором в качестве актеров выступают школьники и студенты, а сценой для постановки будут служить стены общеобразовательной школы № 28. Режиссер комментирует грядущую премьеру так: 


«Кома» - спектакль со школьниками и о них, о том, с чем сталкивается молодой человек, перед которым жизнь после школы открывается. Пьеса – пощёчина нашему обществу, пьеса-протест. По сюжету мальчик пришел в школу и убил своих учителей и одноклассников. Это не проблемы обиженного мальчика, а проблемы рано повзрослевшего человека, который отказывается жить в обществе, в котором все люди стремятся к простым банальным вещам – зарабатывать много денег, выгодно отличаться от других,  быть кем-то, но при этом не быть собой. Эта война, которая идет внутри этого мальчика, и исследуется в этой пьесе и в этом спектакле»


После дня премьер фестиваль прерывается на 4 дня и продолжится уже 8 февраля. По словам Андрея Мая, эти дни будут посвящены памяти Всеволода Мейерхольда (Маэстро трагически погиб 2 февраля 1940 года). 

8 февраля состоится читка пьесы Евгения Марковского  «Cuntsuffering», премьера которой будет 15 марта в лондонском театре Ройал-Корт. По словам Евгения Марковского, текст посвящен Херсону и херсонцам, которых знает он лично. «Наш город узнают в Лондоне!» - радостно сообщает драматург. «Cuntsuffering» - результат работы Евгения в рамках английского проекта, в котором на протяжении двух лет принимали участие драматурги из Украины и Грузии. 

Как же можно попасть на фестиваль? «Мы не ставим себе цель, и не умеем зарабатывать деньги экспериментальным театром» - говорит Андрей Май. Поэтому вместо билетов будут «благотворительные взносы». Но это что касается разовых посещений. Абонемент же на все спектакли будет стоить порядка 100 гривен. 

Программу фестиваля можно посмотреть здесь.

0 коммент.:

Отправить комментарий