воскресенье, 4 сентября 2016 г.

Честные итоги семинедельного ЗОЖ-марафона. Часть 2. Питание


Питание – это и легкая и тяжелая для меня тема одновременно. С одной стороны с моим-то стажем я легко перестраиваюсь на правильное питание, а с другой –  еда до сих пор является для меня одним из главных источников удовольствия в жизни ("люблю повеселиться, особенно пожрать" – это, наверно, про многих из нас, и обо мне в том числе). А еще у нас каждый второй – диетолог и офигительный эксперт по питанию, и каждый лучше знает, как правильно питаться, чтоб похудеть. В начале марафона я поставила себе довольно жесткие ограничения. Мотивация была проста – я думала, что это даст еще бОльшй результат. Однако к концу марафона я пересмотрела эти принципы и пришла к следующим выводам.

Напомню, я поставила себе цель исключить из рациона алкоголь, соль, сахар. Питаться правильно, с дефицитом калорий.

Сразу могу сказать, что питаться с дефицитом калорий получалось почти всегда, а вот насчет остальных принципов хотелось бы рассказать подробнее.

Алкоголь. Я сама себе не верю, но за 7 недель марафона я не выпила ни капли спиртного напитка. Честно говоря, я и не помышляла о том, чтоб отказываться от алкоголя (особенно от сидра и эля, если в понимаете, о чем я), но это пришлось сделать по настоянию тренера. Как сейчас помню, как 14 июня, в день первой тренировки он сказал: "Пиво пьешь? Забудь!". Сначала я очень возмущалась, шутила, мол "Пить нельзя, курить нельзя, жрать нельзя. Что за жизнь-то такая?", но со временем начала замечать, что неплохо обхожусь без алкоголя. Даже мои друзья, которые поначалу время от времени подбивали меня на "выпить пивка", со временем начали поддерживать, перестали давить, и я вздохнула с облегчением. 

Раньше я не видела причин бросать пить, а сейчас не вижу причин начинать. Хотя такой категоричной установки у меня нет, считаю, что пробовать новые вина или какие-то национальные спиртные напитки – это здорово, как и выпить стаканчик вина для хорошего настроения. Но для меня пока нет в этом необходимости. 

Соль и сахар я решила исключить, как и содержащие этот "белый яд" продукты. Соль задерживает воду в организме, и я была наслышана, что во время безсолевых диет люди худеют на порядок быстрее. Поэтому и решила убрать соль из рациона на 7 недель. Но, если честно, на результат это мало повлияло, а вот несколько блюд мне испортило. Ведь я не добавляла соль даже если она шла по рецепту или добавлялась в маринад. В итоге некоторые блюда получались пресными, и желание кушать их не возникало вовсе. Зато я "хитрила" и покупала, например, сыр сулугуни, в составе которого есть соль, добавляла его в салаты и таким образом обманывала себя. 

В конце концов, я пришла к выводу, что проблема не в соли как таковой, а в ее количестве. Если использовать данную приправу в меру, то вреда от нее не будет, зато диетические котлетки будут не такими пресными, а запеченные овощи более сочными. 

С сахаром то же. У нас часто такое бывает, когда я прихожу в гости к родителям и мама делает кофе, она автоматически добавляет мне сахар. Раньше это меня приводило в бешенство, и я думала, что каждая сахаринка непременно отложится у меня на боках нивелирует все мои  старания. Но практика показала, что сахар, как и соль, в умеренных количествах не повлияет на результат негативно. Конечно, в моем доме сахара по-прежнему нет, но если мне нравится сладкий кофе, то я считаю, что глупо переживать из-за одной чайной ложки сахара в нем. 

Также я в начале марафона старалась избегать мучного, то есть хлеба. Я его не очень люблю, поэтому трагедией для меня это не было. Однако в некоторых случаях, например, когда я была на даче, и нужно было быстро перекусить, бутерброд с черным хлебом, кусочком мяса вприкуску с помидором и огурцом меня здорово спасал. Потом я решила, что мою калорийность вполне вписывается лаваш, и, учитывая то, что каши я не ем, иногда его можно включать в рацион в качестве углеводов. То есть хлеба я тоже перестала бояться.

В целом мой рацион состоял из овощей, фруктов, молочных продуктов (творог, ряженка, молоко, иногда сыр), небольшого количества мяса или рыбы (в обед и ужин), иногда по желанию немного орехов.  

Для примера, мой рацион на день. 

Завтрак (8.00): чаще всего я делала себе смузи (100 г творога+1 банан+ряженка) и пила кофе.

Перекус (11.00): фрукты (слава Богу, летом выбор был огромный в чем-в чем, а в фруктах я себя не ограничивала, хотя мне известно, что в них тоже содержится много сахара. Но я считаю, что летом глупо отказываться от того, что дарит нам природа).

Обед (14.00): салат из помидоров и огурцов, грамм 200 куриного мяса или рыбы. Иногда, если хотелось, я могла включить в рацион лаваш, но только в первой половине дня.

Ужин (17.00): то же самое, что на обед. 

Второй ужин (20.00-21.00) (обычно после тренировки или вечером за пар часов до сна): стакан ряженки или пара яиц. 

Это, конечно, в идеальном случае, если все идет по плану. Конечно, часто временные рамки смещались,  и режим нарушался, иногда целые приемы пищи "выпадали". Безусловно, это плохо, но это жизнь, и нужно относиться к этому нормально. Иногда стоит и потерпеть. 

Отдельно стоит отметить мои выходные дни, которых было за время марафона два. В эти дни я разрешала себе кушать все, что хочу. Психологически это очень спасало от срывов. Но есть в этом и подводные камни. Ведь на протяжении долгих недель хочется многого, а выходной один. Во второй мой выходной я попалась на этот крючок и пыталась в один день наверстать упущенное. Мы как раз были на море, и я практически заедала мороженое самсой, пытаясь сделать это до 18.00. Выглядело это совсем не здорово. И я начала разбираться в своих отношениях с вредной едой, пытаться проанализировать, почему у меня не исчезла зависимость от нее. 

Уминая шоколадный батончик, я четко осознавала, что он не вкуснее банана, арбуза или винограда. Наоборот – в нем преобладает вкус сахара, карамели, искусственный, приторный. Почему же меня по-прежнему на эту гадость тянет? Ответ прост. Эти сладости для меня что-то вроде "волшебной пилюли", с детства я слышала много утверждений типа "шоколад улучшает продуктивность", "от сладкого в организме выделяются гормоны счастья", "если грустно – съешь шоколадку" и т.д. Практически как "если болит голова – выпей аспирин". Это так глубоко засело в голове, что избавиться теперь от такой зависимости тяжелее, чем от любой другой. 

Кроме того, в детстве, заметив мою страсть к сладостям, родители их постоянно от меня прятали, смотрели, чтоб я не съела слишком много. Это было безуспешно, я находила и съедала все запасы, папа говорил, что купит мне торт и заставит съесть весь за раз, чтоб аж противно стало. Я все ждала этого момента, но он почему-то так и не произошел. Теперь, когда никто меня не контролирует, и есть возможность самой купить и торт, и ведро мороженого, психологически вдвойне сложнее с этим бороться. 

Так что отказ от сладкого это не все равно, что избавиться от зависимости. Дело не просто и не только в силе воле, но в первую очередь в голове. Причины я уже знаю, пути решения проблемы еще нет. Но я с этим работаю. А почему вы любите те или иные продукты, с чем это связано? Давайте разбираться вместе.  

Продолжение следует…

В следующей части я расскажу о своем самочувствии после марафона, внешнем виде, результатах и дальнейших планах. 

В первой части можно прочитать о режиме и тренировках. 

0 коммент.:

Отправить комментарий