понедельник, 1 октября 2012 г.

«Молитва в скульптуре» или приключения Кэт в музее



   Предыстория: На прошлой неделе я подошла Василию Степановичу Загороднюку за одним важным для меня комментарием. Любезно ответив на мои вопросы и наговорив аж 3 минуты на диктофон, преподаватель вдруг кое-что вспомнил: «Катерино, мене тут попросили знайти студента, який би написав про виставку в краєзнавчому музеї…». Намек был ясен.


   Оказалось, что об этом попросила довольно известная в Херсоне Валентина Волкова – активный культурный деятель, писательница и поэтесса, энтузиаст и лично мне известная по тому, как бывает везде и всюду. Точно помню: в прошлом году на нашем факультете организовывали для студентов встречу с ней, и материал об этом вошел в наш самиздат.

   Вечером же я позвонила Валентине Константиновне, дабы уточнить подробности ее просьбы, и уже по телефон поняла, что это человек необыкновенный. В прямом смысле слова. Узнав, что я журналист, она очень обрадовалась и восторженно пообещала своим театрально-мелодичным голосом: «Я вам дам такой материал! Вы напишите интереснейшую статью!». Кроме этого она успела раз 5 упомянуть слово «Бог», а на мое сообщение о том, что пары у меня заканчиваются в 14.50, ответила: «Вы, пожалуйста, освободитесь пораньше! И в 13.00 приходите в музей!».

    Я, конечно, пришла. Только оказалось, что эта выставка открылась еще  24 июля, а 25 сентября, когда я пришла на нее смотреть – был один из завершающих дней. Выставка Алексея Леонова - известного в Украине и за ее пределами скульптора, ученика академика Василия Бородая, автора 400 скульптур имела название «Молитва в скульптуре» и прошла на благотворительных началах. Она была организована при содействии Управления культуры и туризма херсонской ОГА, общественного центра культуры им. Л.Украинки, Херсонской областной общественной организации ветеранов, СБУ «Щит Таврии», Херсонского областного краеведческого музея. 

   Пока я ждала Валентину Волкову, которая должна была предоставить мне «интереснейшую информацию», я уже успела осмотреть и сфотографировать все скульптуры, выполненные, кстати, в технике шамот (предварительно обожженная глина, которая в молотом виде подмешивается к глине). Поскольку выставка, как можно догадаться из названия, религиозная, многие экспонаты передавали лики святых и ангелов. Но кроме этого немалую ее часть занимали скульптуры мудрецов и великих людей всех культур и религий. Здесь и Микеланджело, и Пифагор, и Леонардо да Винчи, и  Мадонна с младенцем, и Конкордия Антарова, и Будда, и Рерихи, и многие другие. Основной идеей скульптора является единение всех культур, религий, философий с целью глубокого познания мира… Выставка состояла всего из 80 скульптур, только половина из них была представлены в фотографиях, которые, впрочем, тоже четко передавали смысл. 

   Пока я любовалась выставкой и пыталась незаметно высморкаться в кромешной тиши музея, подошла и Валентина Константиновна. Да не сама, а с каким-то молодым человеком, гордо несущим в руках профессиональный фотик. Оказалось, что своего нового «друга» Диму она встретила случайно на улице и, несмотря на то, что ранее они не были знакомы, решила привлечь к выставке. Кроме Димы ее сопровождал какой-то пожилой мужчина с камерой, который плохо представлял, как ей пользоваться, но все равно снимал. 
 
   Энергия из Валентины Волковой била ключом (эх, мне бы так!). Книги из ее сумки быстро телепортировались на стол, и она с ходу начала пересказывать содержание каждой. Затем появились 2 человека в официальных костюмах. Оба они либо были взволнованными, либо это их естественное состояние.  И хотя внешне мужчины были схожи разве что стилем одежды, чем-то они напомнили мне гоголевских Добчинского и Бобчинского, потому что говорили примерно одинаковые вещи, и постоянно перебивали друг друга, пытаясь объяснить, кто они и откуда, обступив с покорным видом Валентину Константиновну, словно она дед Мороз, раздающий подарки. Оказалось, они тоже причастны к организации выставки, вот и пришли посмотреть, как обстоят дела.    

    Надо сказать, что выставка шоколада, открывшаяся тоже давно – еще в начале лета, пользовалась намного бОльшим спросом, чем выставка скульптуры… Однако через какое-то время в музей попали школьники, которых Валентина Константиновка быстро «прибрала к рукам», попутно привлекая всех, кто оказался рядом, и экскурсии им было уже не избежать. 


   Валентина Волкова о выставке: «Алексей Леонов делал эту выставку на основе знаний новой эпохи. У него все запечатлено в камне, а я вам рассказываю, потому что я давно изучаю все эти учения. На этой выставке есть святые всех религий, ученые всех категорий. Потому что в ХХ веке люди вошли в эру единения всех сил планеты: всех восточных, западных, серверных и южных знаний. Все это мы должны соединить, потому что все, что прекрасно делается – делается во имя добра, справедливости, красоты. Нам в Библии сказано «Будет время разбрасывать камни, но придет время собирать их». Вот мы как раз в новую эпоху развития и вошли собирать камни. Очень сильно возмущаются и не хотят нашего единения силы невежества, силы тьмы, но знайте: зла на Земле нет, зло никто не создавал, его создают только сами люди по невежеству. И Сократ сказал так: «Зла нет, но есть невежество. Оно и порождает всяческое зло».

   Скульптуру с изображением мальчика с книгой в руках Валентина Константиновна комментирует так: «Здесь ребенок прижимает к себе книгу с новейшими знаниями и молится. В Библии сказано: «Бог есть любовь, значит - любовь есть Бог», вот это нам надо понимать. И в этой книге нам как раз все это открывается, потому что нам перед тем даны были знания, но мы их затоптали. Люди невежественные, люди малые ученики нашей жизни, нашего Бога, высшего творца нашего. Нам сказано: «Вы созданы по образу и подобию Бога», а значит, вы можете мыслить. И у мальчика над головой, когда он молится, возникает такое пламя - такой ореол, который бывает только у святых». 
 
   Рядом другая скульптура – мальчик, играющий на скрипке. В ней, по словам Валентины Волковой, заложен такой смысл: «Сейчас приходят дети шестой расы, которые, будучи совсем маленькими, уже все знают. А такой малыш берет и спокойно играет музыку, которой никто его не учил, И посмотрите, какое вокруг него создается пламя». 

   Следующая скульптура называется «Человек Вселенной». Валентина Константиновна рассказывает: «Он так назван, потому что у него есть крылья. А крылья – свободная мысль, которая в небе не знает границ. Наши крылья – это мысли наши. И если эти мысли светлые, прекрасные, добрые, человек взлетает, человек выздоравливает, человек оздоравливает атмосферу, в которой дышит и людям хорошо жить. Но темные силы стараются заставить нас все ненавидеть. Нет плохих людей, просто все, кто живет на Земле, несовершенные люди, которые могут ошибаться, могут заблуждаться, но именно через эти ошибки мы и поднимаемся к верху, потому что нам сказано «Об один и тот же камень стыдно спотыкаться дважды». Если ты один раз ошибся, сделал какой-то негативный поступок, так будь любезен – осознай, продумай это и помни «Я ученик самого Бога у жизни и поэтому я еще не умею правильно поступать, но Христос мне дал пример». 

   Валентина Константиновна и дальше продолжала экскурсию для школьников, но мне нужно было уходить. Однако я пришла и на следующий день, надеясь застать больше людей, чтоб пофотографировать. Но, по правде говоря, кроме организаторов выставки в музее почти никого не было.

    Валентина Волкова давала комментарий одной журналистке-радийщице (а заодно и мне), а потом убеждала директора театра Татьяну Братченко почитать религиозные книги. «Я – историк, мне нужны факты. Не могу я читать такую литературу» - оправдывалась она. Только Валентину Константиновну было не убедить, и она все пуще бросалась в объяснения. В конце концов, дискуссия закончилась на тривиальной фразе «К каждому это приходит в свое время» и пока поклонница религий всех народов переключилась на кого-то другого, директриса, воспользовавшись случаем, испарилась. 

   Перед тем, как уйти, скромная Татьяна Братченко все же успела сказать журналистам пару слов о выставке: «Музей в общем-то не так часто принимает выставки  подобного направления, потому что музей краеведческий. Мы тяготим к истории, археологии, природе. А это такая необычная выставка, но отказать, безусловно, мы не могли, потому что стремление к красоте и к вечности присуще всем людям и нам хотелось, чтоб херсонская молодежь, дети в первую очередь, все-таки смогли увидеть такие прекрасные изображения и мы были рады, что они увидели это именно в нашем музее. Начался учебный год, дети после каникул вернулись в школы и на наши музейные акции, на музей шоколада постоянно идут люди. И ни один человек не прошел, не остановившись и не посмотрев. Я не исключаю, что, может быть, все работы не были внимательно изучены, но если экскурсию начинала проводить Валентина Константиновна, то они тогда уж точно ознакомились буквально с каждым предметом. Должна сказать, что и наши впечатления о размещении этой выставки в стенах нашего музея, и впечатления тех людей, кто посещал музей, самое восторженное. Работы светлые, ясные. И лозунг «красота спасет мир» на этой выставке как никогда подтверждается».

  Следующий день был действительно завершающий. Валентина Волкова говорила, что приедет сам Алексей Леонов. Только я решила, что тратить третий по счету день на выставку скульптуры – как-то не рационально, перед преподавателями уже было стыдно за пропуски (кто ж поверит, что 3 дня можно ходить на выставку). А ведь Валентина Константиновна обещала подарить мне книгу. А вдруг там был бы ответ на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого…












 

3 коммент.:

Анонимный комментирует...

Замечательная статья, Екатерина! Молодец! было очень интересно прочитать про такую прекрасную выставку. Жаль, что я не знала о ней раньше, ато обязательно сходила бы посмотреть. Спасибо тебе большое, что ты нас просвещаешь, неучей и невежд.

Natalia комментирует...

Хорошая, лёгкая статья, очень удачна снабжена информативными фотографиями!
:)

http://berezneva-ket.blogspot.com/ комментирует...

Спасибо за отзыв:) А то я переживала, что никто не будет читать статью из-за ее большого размера)))

Отправить комментарий