Поэты не пахнут клубникой со сливками.
Ни патокой грез, ни пломбиром оваций…
Е.Бильченко
Вчера днем
я случайно встретила Галину Бахматову, которая сообщила мне, что в 19.30 в Доме
учителя на Суворова пройдет современный спектакль и очень рекомендовала мне
пойти.
Дома я
обнаружила, что, оказывается, уже приглашена на этот спектакль в контакте. Он
проходит в рамках поэтического фестиваля «Ан Т-Р-Акт: Серебряное веко-2».
По
описанию в интернете я почти ничего не поняла, кроме того, что спектакль под
названием «Палата без номера» будет исполняться киевскими поэтами, и до
последнего сомневалась, идти или нет. Ведь современное искусство, оно такое: либо
завораживающе-классное, либо вопиюще плохое, и никогда не предугадаешь, что
тебя ждет в этот раз.
Как раз,
когда я собиралась выезжать на Суворова, мне позвонила мама, и я предложила ей
присоединиться ко мне и вместе приобщиться к искусству. Она, конечно, долго
расспрашивала: «А что за спектакль? А кто играет? А там будет интересно?».
Узнав, что это авангард [детка], мама очень
насторожилась и заподозрила неладное. Как оказалось, не зря. Двери в Дом учителя были
наглухо заперты. Однако сразу нашлись единомышленники – люди, которые тоже
пришли на спектакль и тоже находились в недоумении.
Не
достучавшись в главный вход здания, мы решили «зайти с тыла». Ужасающе
скрипнула калитка во двор – там было темно. Лишь в подвальных окнах Дома горел
свет и наблюдались признаки жизни: там проходили какие-то спортивные занятия, откуда
нас поспешно выпроводили и посоветовали постучать в соседнюю дверь. Но и там
нас не ждали. Михаил Малышев, с которым я накануне познакомилась в фейсбуке, и
который тоже пришел поглядеть на авангард, сообщил, что артисты возвращаются из
пустыни и задержались в дороге.
Мама
начала дергать меня за рукав и спрашивать «Можно я пойду домой?». Но я ей категорически
запретила – уже из чистого любопытства хотелось увидеть этот в прямом смысле
слова долгожданный спектакль.
И вот,
наконец, появляются артисты. Правда, правильнее сказать, поэты. Высокий и
серьезный (однако с неисчерпаемым ироническим потенциалом за кулисами души) Аркадий
Веселов, маленькая Оля Швец, с двумя косичками кажущаяся совсем девчушкой, художник
и поэт Дмитрий Смолко в смешной шапочке, поэт из Киева Андрей, импозантный блондин
в вышиванке и красных сапогах (кажется, Глеб) и, наконец, ПОЭТ с большой буквы и, как впоследствии оказалось,
актриса Женя Бильченко – худенькая девушка с рыжими волосами, чем-то напомнившая
мне Незнайку. Она очень переживала перед спектаклем.
В
помещение мы попали не без препятствий. Нам пришлось пройти через репетицию
какого-то танцевального коллектива, этим самым вызвав недовольство. Небольшая
комнатка, в которую мы попали, оказалась залом детского театра «Чудеса». Об
этом сообщило панно, гордо украшавшее одну из стен. На остальных трех красовались
фотографии детей-актеров.
«Где
декорации? Где актеры? Где спектакль?» - думала я. Мама шептала: «Я сяду с
краю. Если что – пойду домой». И тут Женя заговорила.
Рыжеволосая
девушка-мальчишка рассказала, что недавно в их поэтическом объединении (которое
показывало спектакль) случилась беда – умер один из участников и ее любимый
человек – Юрий Крыжановский. В «Палате без номера» он играл доктора и
возлюбленного Жениной героини… Поэтому без него не может существовать и
спектакль. «Я покажу вам моноспектакль, - объявила Женя, - И постараюсь быть с
вами откровенной».
Но это был уже не спектакль, а исповедь одного
поэта - сама жизнь, горькая и жесткая. Поэтесса делилась с нами самым
сокровенным, стихи один за одним вырывались из ее сердца: с болью, с кровью их
еще не затянувшихся ран… Она читала и свои произведения, и Юрия Крыжановского. Многие
их стихотворения перекликаются и написаны в форме диалога.
Я подумала,
что не каждый на это способен – 2 часа стоять перед совершенно незнакомыми
людьми и не знать, казнят они тебя в своей голове или помилуют. Женя Бильченко
вывернула перед нами свой внутренний мир наизнанку. Стихи, написанные в стиле
постмодерна, были похожие на капли [ливня души], которые поэтическим потоком ритмично
ударяются об стенки нашего сознания. Когда Женя выступала, в зале стояла такая
тишина, что было слышно, как тикают часы – настолько завороженно ее слушали.
Вот так
на сцене детского театра «Чудеса» умирало и воскресало маленькое рыжее чудо. А
с фотографий на стенах беспечно улыбались дети в актерских костюмах.
Не
буду пересказывать, о чем Женя говорила, и о чем были ее стихи. Мне кажется,
это неправильно. После таких встреч нужно только ответить на один вопрос "Затронуло?". И тут ответ однозначный - да.
Ниже видео с фрагментами выступления Жени.
0 коммент.:
Отправить комментарий